Самые красивые церкви и соборы Рима

Самые красивые церкви и соборы Рима

Рим по праву называют музеем под открытым небом. Потому что в нем расположено огромное количество достопримечательностей, среди которых памятники и старинные сооружения различных эпох. А внутри этих сооружений находятся настоящие сокровищницы произведений искусства и исторических артефактов.

Причем многочисленные архитектурные, скульптурные и художественные шедевры находятся в музеях или дворцах.

Но особыми хранителями культурных и исторических сокровищ Вечного города являются соборы и церкви Рима. В них можно найти абсолютно все – и богатейшую историю, и выразительную архитектуру, и уникальные живописные полотна и скульптурные шедевры, и, конечно, бесценные христианские реликвии.

Ярким представителем такой сокровищницы является Собор Святого Павла, находящийся в Ватикане — маленьком государстве, на территории которого в Ватиканских музеях хранятся самые значимые коллекции произведений искусства.

С другими известными и интересными базиликами и церквями Рима мы с вами познакомимся на этой странице.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано

Базилика Святого Иоанна Крестителя
Базилика Святого Иоанна Крестителя

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано или Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) — кафедральный собор Рима, в котором находится римская епископская кафедра и трон римского папы.

В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира.

Ранее на этом месте находился древнеримский храм, построенный по указу Константина в 324 году, где  состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, называемых Латеранскими.

После того, как базилика дважды горела и пришла в упадок, папа Сикст V приказал снести её и построить гораздо более крупный и богато украшенный храм.

Новый собор, который был сооружен, неоднократно перестраивался, и в настоящее время представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей: романского стиля, классицизма и барокко.

В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял итальянский архитектор Доменико Фонтане, который в 1586 году установил большие статуи апостолов в нишах собора.

В середине XVII века великий итальянский архитектор Франческо Борромини провел полномасштабное восстановление базилики, придав её элементы барочной архитектуры.

Нынешний знаменитый монументальный фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции в 1735 году воздвиг итальянский архитектор Алессандро Галилеи.

В собор ведут пять врат и крайние правые из них называются Юбилейные из-за того, что открываются они только в Святой юбилейный год, как правило раз в 25 лет.

Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики, и были реконструированы Борромини.
Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройностью колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати.

Убранство базилики поражает грандиозностью. В плане она представляет христианский крест с пятью нефами, а в глубине храма находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками.

Над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.

В интерьере собора сохранилось средневековое наследие. Во время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и многие ее элементы относят к ранним историческим периодам.

В храме можно заметить гранитные колонны IV века, а в северном трансепте расположен величественный орган XVI века.

Время работы Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано открыта ежедневно с 7-00 до 18-30.
Ризница – с 8-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00.
Баптистерий открыт с 7-00 до 12-30 и 16-00 до 19-00.
Музей открыт с 10-00 до 17-30.

Стоимость посещения Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Вход в Базилику Сан-Джованни-ин-Латерано свободный.

Официальный сайт Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

На этом сайте можно совершить виртуальный тур по Базилике Сан-Джованни-ин-Латерано онлайн.

Оналайн камера у Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано.

Как добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано можно на метро линии А до станции San Giovanni.

Базилика Санта Мария Маджоре

Базилика Санта Мария Маджоре
Базилика Санта Мария Маджоре

Базилика Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) – церковь и папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима.

Первое здание базилики, которое не сохранилось до наших дней, сменила базилика, построенная в 440-х годах папой Сикстом III и была посвящёна Деве Марии.

Каждый глава католической церкви стремился сделать эту почитаемую римскую церковь ещё совершенней и прекрасней, поэтому здание постоянно достраивали, украшали, расширяли и реконструировали.

Множество перемен в структуре храма произошло в IX веке, и в период с 1288 по 1292 годы. В 1377 году вместо старой башни, разрушенной грозами и землетрясениями возвели новую колокольню в романском стиле высотой 75 метров, которая оказалась самой высокой в Риме.

В 1740-х годах базилику украсил новый главный фасад, который спроектировал итальянский архитектор Фердинандо Фуги по указанию папы Бенедикта XIV.

Фуга переделал портик и надстроил над ним лоджию, которая получила название Лоджии Благословения, с которой понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы.

Над центральным порталом лоджии возвышается статуя Девы Марии с Младенцем, а позади нее – четыре статуи пап: Бенедикта XIV, Григория Великого, Сикста III и Пасхалия I.

Несмотря на то, что внешний облик Санта-Мария Маджоре относится к XVIII веку, в нем до сих присутствуют фрагменты раннехристианского храма. Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути в конце XIII века. Но ее можно рассмотреть, войдя внутрь базилики.

Противоположный главному восточный фасад построил в 1673 году архитектор Карло Райнальди. Он соединил полукруглый выступ в центре — романскую апсиду с позднесредневековыми капеллами, увенчав апсиду резной балюстрадой и полукуполом.

К восточному порталу ведет широкая лестница, а перед входом стоит 15-метровый обелиск 1614 года, увенчанный статуей Святой Девы, перенесенной с Римского форума.

Из портика базилики три двери ведут в центральный неф, одна в колокольню, а еще одна дверь – это знаменитые Святые врата, которые открывают только в Юбилейный год, который бывает только 1 раз в 25 лет.

В интерьере церкви прослеживаются черты раннехристианской базилики, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью: прямоугольный зал, разделенный двумя рядами древних колонн, высокий и широкий центральный неф и два боковых прохода с обеих сторон. 

Особый интерес представляют собой уникальные мозаики, украшающие церковь. Центральный неф украшен ансамблем из 42-х мозаичных панно V века с изображением Библейских сцен из Ветхого завета, расположенных над античными колоннами вдоль всего прохода.

Мозаики триумфальной арки относятся к этому же периоду и посвящены Благовещению, рождению Христа и поклонению ему.

В мозаике апсиды, созданной Джакопо Торрити в конце XIII века по указанию папы Николая IV, изображено коронование Марии.

Не меньшее внимание привлекает резной, инкрустированный золотом, деревянный потолок центрального нефа базилики с прямоугольными углублениями — кессонами. Он был спроектирован итальянским архитектором Джулиано да Сангалло по заказу Родриго Борджиа.

Пол базилики Санта Мария Маджоре мастерами семьи Космати в XII веке был выложен узорами из маленьких разноцветных кусочков мрамора, а затем значительно отреставрирован в XVIII столетии . 

В папском алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи Святого Матфея, над которым архитектор Фердинандо Фуга спроектировал изящный киворий – навес, поддерживаемый  колоннами, обвитых золочеными ветками.

Под алтарем находится реликварный склеп, построенный Вирджинио Веспиньяни по указу Папы Пия IX.

Коленопреклоненный образ Пия IX в виде скульптурной композиции «Исповедь», предваряющий вход в склеп, в 1880 году изваял скульптор Игнацио Джакометти по указу папы Льва III.

В склепе под главным алтарем хранится главная святыня и драгоценная реликвия базилики Санта Мария Маджоре – частицы деревянных яслей новорожденного Иисуса, которые были привезенны Святой Еленой из Иеруслима. Они помещены в хрустальный реликварий, инкрустированный серебром работы ювелира Джузеппе Валадье.

Справа от главного алтаря находится скромное надгробие Джованни Лоренцо Бернини – величайшего скульптора эпохи Возрождения, украсившего Рим своими произведениями.

В базилике Санта-Мария-Маджоре находится несколько капелл-часовен. Сикстинская капелла, расположенная в правом трансепте, построена в 1584 году итальянским архитектором эпохи Возрождения Доменико Фонтана по поручению папы Сикста V и названа в его честь.

Расположенный по ее центру алтарь увенчан киворием, который поддерживают четыре ангела из позолоченной бронзы работы Себастьяно Торреджани.

Ниже уровня пола, под алтарем, находится Часовня Рождества. Здесь находятся захоронения папы Сикста V и папы Пия V.

В левом нефе находится Паолинская капелла построенная в 1611 году, называемая также капеллой Боргезе, из-за того что указание к ее постройке дал Павел V из семейства Боргезе.

План этой капеллы соответствует капелле Сикста, но её декоративное убранство отличается ещё гораздо большей роскошью.

Паолинская капелла с 1613 года хранит наиболее почитаемый в Риме образ Девы Марии — Salus Populi Romani – священную чудотворную икону Мадонны — «Спасение Народа Римского». 

В капелле покоятся папы Климент VIII и Павел V, а также сестра императора Наполеона I Паолина Боргезе.

Находящаяся на этой же стороне капелла Сфорца построена  в 1573 году Джакомо делла Порта  по проекту Микеланджело Буонарроти.

В ней находятся великолепные скульптурные композиции нескольких погребальных памятников работы Джераломо Сициоланте да Сермонета.

Первый орган базилики был построен Чезаре Катариноцци в 1716 году. В XIX веке огран реконструировали, а в середине XX века перенесли в приходскую церковь Алифорни.

Новый орган базилики Санта Мария Маджоре, который в настоящее время находится на двух торцах трансепта, был создан в 1955 году по заказу Папы Пия XII и принадлежит работе семьи Машони.

Время работы Базилики Санта-Мария-Маджоре
Базилика Санта-Мария-Маджоре открыта ежедневно с 7-00 до 19-00.

Стоимость посещения Базилики Санта-Мария-Маджоре
Вход в Базилику Санта-Мария-Маджоре свободный.

При Базилике действует музей, посвященный истории Санта-Мария-Маджоре, открытый ежедневно с 9-30 до 18-30.
Вход в музей платный.

Официальный сайт Базилики Санта-Мария-Маджоре

Онлайн камера у Базилики Санта Мария Маджоре.

Как добраться до базилики Санта Мария Маджоре
Добраться до базилики Санта Мария Маджоре можно на метро до станции Termini, на трамваях 5, 14 до остановки Farini и на автобусах 16, 50, 70, 71, 75, 105 до остановки S. Maria Maggiore.
Адрес: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42. 

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Базилика Святого Павла за городскими стенами
Базилика Святого Павла за городскими стенами

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура или Базилика Святого Павла за городскими стенами (Basilica di San Paolo fuori le Mura) является одной из четырёх великих базилик Рима, которая в отличие от остальных церквей, расположена за стенами, построенными при императоре Аврелиане вокруг Древнего Рима.

Первая базилика была сооружена в начале IV века римским императором  Константином на месте предполагаемого захоронения святого Павла.

В 386 году император Феодосий I начал строительство более внушительного храма, которое было закончено только в середине V века при папе Льве I.

В 590-604 годах, при папе Григории Великом, церковь снова перестраивалась, при этом была значительно улучшена вся  храмовая архитектура. Был построен новый алтарь, двор украсили более сотни колонн. В центре двора установили памятник Сан Паоло, держащий в руках большую книгу и меч.

В 846 году базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была разграблена и частично разрушена пиратами, а в 1823 году почти полностью сгорела.

Восстановление храма длилось почти 20 лет, и в 1840 года, он был заново отстроен, причем в совершенно новом классицистическом фасаде. 

После восстановления размеры храма составили 132 метров в длину, 65 метров в ширину и 30 метров в высоту.

В 1890 -1928 годах была построена колоннада из 146 гранитных колонн, окружающая западный двор храма. В центре двора была поставлена статуя апостола Павла работы Пьетро Каноника.

Внутри собора находится пять залов, центральный из которых разделен на части при помощи восьмидесяти гранитных колонн, а потолок украшают резные позолоченные панели.

Несмотря на многочисленные разрушения, собор сохранил часть постройки V века — фрагменты мозаик и арку.

Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех 236-ти понтификов, размещённых в медальонах по внутреннему периметру здания.

Главная достопримечательность базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура — саркофаг с мощами святого апостола Павла, хранящийся в крипте храма. Над ним возвышается табернакль-шатер 1285 года, а рядом стоит подсвечник XIII века, высотой более пяти метров.

Орган церкви работы Фаринати был подарен базилике римским папой Львом XIII в 1885 году и установлен в левой апсиде.

Время работы Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура открыта ежедневно с 7-00 до 18-30.

Стоимость посещения Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Вход в Базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура свободный.

Официальный сайт Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Виртуальный тур по Базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Как добраться до Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Добраться до Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура можно на метро  линии B до станции Garbatella или Marconi, на автобусах 23, 769 до остановки Via Ostiense-San Paolo или на трамвае 2 до остановки Basilica S. Paolo.

Церковь Джезу

Церковь Джезу
Церковь Джезу

Церковь Джезу или церковь Святого имени Иисуса (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù) – одна из самых известных и красивых церквей Рима, которая находится на небольшой одноимённой площади в центре Рима.

Церковь Джезу является титулярной соборной церковью ордена иезуитов в Риме, в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола.

Церковь построена период с 1568 по 1584 годы архитекторами Виньолой и Джакомо делла Порта в духе маньеризма, считающимся ранней фазой барокко.

В то время как фасад церкви, декорированный пилястрами и коринфскими полуколоннами, оформлен очень лаконично, внутреннее убранство храма контрастирует своей роскошью с аскетичным фасадом: позолота на сводах, кассетном потолке, стенах, алтаре и лепной декор. 

Наиболее примечательным элементом интерьера церкви Джезу является уникальная грандиозная потолочная роспись — фреска «Триумф Иисуса», написанная в XVII веке Джованни Баттиста Гаулли и украшающая собой главный неф церковной базилики.

Особым образом фигуры святых, пророков и Отцов церкви кажутся на ней рельефными и создают потрясающую иллюзию, будто они парят в пространстве под потолком, визуально отбрасывая тень, хотя в действительности фреска написана в одной плоскости.

В левом трансепте церкви находится алтарь-усыпальница Святого Игнатия Лойолы, декорированная золотом, серебром и мрамором, которую оформил итальянский живописец и архитектор Андреа Поццо.

В правом трансепте расположен алтарь святого Франциска Ксавьерия, оформленный в золотых и бело-голубых тонах.

Главный алтарь Церкви Джезу  был реконструирован в XIX веке и выполнен в виде триумфальной арки из четырёх мраморных колонн.

Время работы Церкви Джезу 
Церковь Джезу открыта ежедневно с 7-00 до 12-30 и с 16-00 до 19-45.

Стоимость посещения Церкви Джезу 
Вход в Церковь Джезу свободный.

Как добраться до Церкви Джезу
Добраться до Церкви Джезу можно на автобусах 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87, 492, 628, 916 до остановки Plebiscito или на трамвае 8 до остановки Venezia.

Официальный сайт Церкви Джезу 

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере

Церковь Санта Мария ин Трастевере
Церковь Санта Мария ин Трастевере

Одной из самых старых церквей Рима является находящаяся в римском районе Трастевере базилика Санта-Мария-ин-Трастевере (Sanctae Mariae trans Tiberim), которая по сей день занимает центральное положение в этой части города. 

Уже в III веке при Папе Каликсте I на этом месте началось строительство первой церкви, которая была достроена к 340 году во время правления Папы Юлия I.

В XII веке при Папе Иннокентии II церковь была перестроена, причем на стройматериалы пошел камень из руин терм Каракаллы. Новая базилика, возведенная в то время, имела квадратную колокольню — кампанилу и была посвящена Богородице.

В дальнейшем церковь только украшалась и преображалась. В 1140 году верхняя часть купола апсиды была украшена мозаикой, которая была выполнена итальянским художником Доменикино.

В конце XIII века итальянским живописцем Пьетро Каваллини были выполнены шесть восхитительных мозаик, с помощью которых  гениальный художник рассказал нам о жизни Марии, рождении Христа и о коронации Мадонны. Фасад церкви также был украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу с младенцем на руках, сидящую на троне, среди 10 святых.

Свой барочный фасад базилика приобрела только в начале XVII века. В 1617 году появился великолепный потолок главного нефа. 

В 1702 году при папе Клименте XI Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере обрела новый портик, автором которого стал известный итальянский архитектор и скульптор Карло Фонтана. Сегодня стены портика украшают фрагменты древних саркофагов, фресок и мраморных элементов декора, перенесенных сюда из старой церкви.

В колокольне базилики, построенной в XII веке в романском стиле, находятся четыре колокола XVI-XVIII веков. Сверху колокольня украшена большими часами XIX века.

Внутренне пространство базилики также поражает красотой чудесных мозаик, великолепных фрезок, ажурных мраморных решеток и монументальных скульптур. Напольное покрытие в стиле косматеско, которое было характерно для средневекового Рима XII-XIII веков, было воссоздано в 1860 году по просьбе Папы Пия IX.

В центральном барочном нефе церкви Санта-Мария-ин-Трастевере находится колоннада, состоящая из 22-х колонн ионического ордера, которые изначально находились в термах Каракаллы.

В базилике хранятся многочисленные произведения искусства разных периодов, в том числе шедевр итальянского художника и архитектора Карло Маратта «Бегство в Египет».

Под главным прeстолом церкви погрeбeны мощи святыx Калeподия, Каллиста, Юлия и Корнилия. В боковых нефах церкви находятся небольшие часовни, ставшие фамильными усыпальницами церковных деятелей и римских аристократов.

В капeллe Альтемпс, расположенной слeвa oт алтapя, xpaнится ценнейшая икона Мадонны VII вeка «Мадонна-дeлла-Клeмeнца», перенесенная сюда в 1593 году Папой Климентом VIII.

Время работы Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Церковь открыта ежедневно с 7-30 до 21-00.
Расписание служб: по будням — 9-00, 17-30, 20-30;
суббота — 9-00, 17-30 и 20-00;
воскресенье — 10-00, 11-30, 17-30, 18:45, 20:30.

Стоимость посещения Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Вход в Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере свободный.
Посещение церкви с туристическими целями в период проведения службы — запрещено.

Как добраться до Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Добраться до церкви можно на метро линии B до станций S.Pietro или Circo Massimo, а также на трамвае 8, автобусе 780, 23 и H до остановки Mastai.

Найдите лучшую цену на отель в Риме

Выбрали отель на Booking? Сравните цену этого отеля на более 50 ведущих сайтах и сервисах бронирования и найдите самое лучшее и выгодное предложение!
RoomGuru RU

Найдите дешевые авиабилеты в Рим

Если вы еще не купили билеты в Рим, чтобы вдоволь насладиться достопримечательностями этого замечательного города, попробуйте поискать дешевые авиабилеты сейчас.