Храм Святого Семейства в Барселоне

Храм Святого Семейства в Барселоне

Самой знаменитой и главной достопримечательностью Барселоны является Искупительный храм Святого Семейства или как его чаще всего называют — Саграда-Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família).

Эта базилика считается самым престижным и сложным проектом выдающегося испанского и каталонского архитектора Антонио Гауди, который прославился многочисленными строениями, выполненными в причудливо-фантастическом стиле, расположенными в разных частях Барселоны.

Но эта работа, которой архитектор Гауди посвятил 43 года своей жизни, затмила все его предыдущие проекты, и из-за своего необычного внешнего вида эта базилика стала символом Барселоны, и местом притяжения многих гостей каталонской столицы.

Саграда Фамилия — проект всей жизни Гауди

Строительство собора Святого Семейства началось в 1882 году на окраине Барселоны в новом городском районе Эшампле. Проект храма был заказан приходскому архитектору Франциско-дель-Вильяру, который задумал построить церковь в неоготоческом стиле. Однако уже через полгода, после того, как были возведены колонны крипты, Вильяр из-за разногласий с заказчиками отказался от работы над проектом.

Руководство работами по строительству Храма Саграда Фамилия было поручено в то время многообещающему молодому архитектору Антонио Гауди.

Несмотря на то, что ориентацию базилики и построенную часть крипты пришлось сохранить, Гауди предложил намного более амбициозный проект. Архитектор запланировал создать громадный храм высотой 45 метров, с пятью нефами, трансептом, аспидой, обходной галереей, тремя фасадами и 18 башнями.

И для того, чтобы Саграда Фамилия получился идеальным храмом, внешний вид которого полностью отвечал бы его назначению — богослужению, по задумке архитектора в этом огромном сооружении должны быть представлены все символы христианства.

В момент трагической гибели Гауди в возрасте 73 лет в 1926 году в храме были возведены лишь крипта, аспида, галерея, фасад Рождества Христова и одна башня. После смерти архитектора были возведены еще 3 башни храма, а работы по его строительству продолжались еще десять лет, до начала Гражданской войны в Испании, во время которой сгорела мастерская Гауди с его бесценными записями и чертежами.

Несмотря на то, что после долгого перерыва, в 1954 году строительство собора продолжилось, он стал известен еще и как один из самых известных «долгостроев» мира, к тому же недостроенный до сих пор.  

Причинами, из-за которых до настоящего времени не удается достроить храм, является сложность изготовления каменных блоков из которых строится храм, а также решение инициаторов строительства храма, что финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан. Но оптимисты утверждают, что в 2026 году, к 100-летию со дня смерти Гауди, Храм Святого Семейства будет обязательно достроен.

Конструкция собора и его символизм

Храм Святого Семейства
Храм Святого Семейства

Базилика Святого Семейства — единственный в своем роде храм по сложности символического наполнения и по революционности конструктивных решений, позволяющих вывести здание на большую высоту за счет легкого каркаса.

Архитектор хотел возвести самое высокое здание в городе, но без помощи контрфорсов, а используя такие революционные решения, как цепная арка, наклонные колонны и гиперболические своды, благодаря которым ему удалось создать самонесущую конструкцию.

И в тоже время, Гауди хотел чтобы храм стал Библией в камне, повествующей об истории и таинствах веры. Башни храма должны символизировать Иисуса, Деву Марию, 12 апостолов и 4 евангелистов, а фасады собора должны отражать три ключевые момента жизни Христа: Рождество, Страсти и Воскрешение.

Конструкция Храма Саграда-Фамилия построена по принципу пропорциональности, где за основу взят квадрат размером 7,5 Х 7,5 метра, одна сторона которого равна расстоянию между колоннами нефа, а другие элементы храма кратны этой величине.

Базилика имеет форму пропорционального латинского креста (90 Х 60 метров) с пятью нефами и трехнефным трансептом. Поддерживающие эту конструкцию колонны выполнены из различных материалов и имеют разную толщину, которая зависит от нагрузки на них.

Также Гауди спроектировал обходную галерею, которая должна была выполнять функцию монастырского клуатра. Галерея призвана служить для изоляции храма от внешнего шума, что должно способствовать духовному сосредоточению.

Обходная галерея представляет собой ряд одинаковых секций с фронтонами, нервюрными сводами и окнами. Она проходит почти по всему периметру храма Саграда Фамилия, за исключением трех порталов, служащих для доступа верующих внутрь базилики, и имеет длину 240 метров.

Крипта Храма Святого Семейства

Крипта храма Саграда Фамилия
Крипта храма Саграда Фамилия

Постройка Крипты храма Святого Семейства началась в 1882 году под руководством Франческо Вильяра. После его ухода в 1883 году работы возглавил Гауди, который к 1889 году завершил крипту, начатую его предшественником.

Над созданным ранее строением Вильяра был возведён более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.

В алтарной капелле крипты находится замечательный заалтарный образ — ретабло, — изображающий Святое Семейство, ранее украшающий гостиную дома Батльо.

Полы в крипте выложены мелкой цветной мозаикой, из которой складываются картины, напоминающие о евхаристии.

Фасады Храма Саграда-Фамилия

Проект храма Святого Семейство предполагал строительство трех фасадов: северного фасада Рождества Христова, южного фасада Страстей Христовых и восточного фасада Славы Божьей. Причем Гауди хотел начать строительство базилики именно с Фасада Рождества.

Фасад Рождества Христова

Фасад Рождества Христова
Фасад Рождества Христова

Строительство фасада Рождества началось в 1894 году и закончилось в 1932 году, уже после смерти архитектора. Он состоит из трех порталов и четырех колоколен. На этом фасаде показана человеческая сторона Иисуса и его семья, а также изображены важнейшие эпизоды жизни Христа.

Гауди представляет рождество как триумф жизни и созидания и воплощает его в камне, изображая пышную природу и динамические скульптурные группы. Мотивы из повседневной жизни, к которым относятся изображенные здесь домашние животные, голуби, черепахи и другие животные и птицы, чередуются с мистическими символами, такими как Древо Жизни, привносящее в композицию фасада сакральный смысл.

Порталы фасада Рождества посвящены богословским добродетелям и членам Святого Семейства. В центре фасада находится портал Любви, увенчанный башенкой в форме кипариса, в нише которого изображен Иисус, возлагающий на Деву Марию корону за любовь к Богу. Правый портал посвящен Вере, воплощенный в образе Девы Марии, а левый — Надежде.

Две высокие колонны, разделяющие порталы Веры и Надежды от портала Любви, посвящены святому Иосифу и Деве Марии. На них стоят пары ангелов с трубами, возвещающие Рождество Христово. Центральная колонна, разделяющая надвое центральные врата, посвящена Иисусу Христу.

Фасад Страстей Христовых

Фасад Страстей Христовых
Фасад Страстей Христовых

По задумке Гауди, в противоположность фасаду Рождества, который демонстрирует радость и жизненную силу, фасад Страстей должен был отражать горечь страдания. Поэтому архитектор спроектировал фасад, лишенный пышного декоративного убранства, с угловатыми схематичными скульптурами и голыми стенами. Все это должно было напоминать о страданиях Иисуса Христа.

«Возможно кому-то этот фасад покажется слишком экстравагантным, но я хотел, чтобы он вселял ужас и для этого не пожалею светотени…» — говорил архитектор своим близким.

Предвидя неоднозначное восприятие своей идеи, архитектор решил начать его строительство только после окончания фасада Рождества. Но смерть Гауди, и начавшаяся вскоре Гражданская война, не позволили воплотить в жизнь проект, который сохранился лишь на некоторых сохранившихся после пожара рисунках и эскизах.

После нескольких лет реставрации начальных эскизов, чертежей и макетов Гауди, в 1954 году началось строительство фасада Страстей.

Сегодня строительство фасада практически закончено и представляет собой следующую конструкцию: портик фасада опирается на шесть наклонных колонн, напоминающих мощные стволы исполинских секвой, и увенчан большим фронтоном, который поддерживают 18 колонн в форме костей.

Выполнение скульптур фасада Страстей были поручены каталонскому скульптору Жозепу Марии Субираксу. Проведя год за изучением творчества гения, Субиракс, подобно Гауди, поселился в храме, и полностью ушел в работу.

Скульптурные группы фасада Страстей, созданные Субираксом, получили угловатые формы фигур, подчеркивающие драматизм сцен. Расположенные на трех уровнях, они выстроены в хронологическую цепочку, изогнутую в форме буквы «S», и изображают различные сцены Страстей Христовых — от начинающейся внизу Тайной вечери и кончающейся наверху сценой положения во гроб, символизируя тем самым Крестный путь.

Башни Храма Святого Семейства

Башни Храма Святого Семейства
Башни Храма Святого Семейства

Соперничество городов эпохи раннего Средневековья, стремящихся построить самый высокий собор, заставляло многих зодчих постоянно совершенствовать конструктивные элементы, позволяющие возводить высокие и стройные башни.

Движимый тем же стремлением, архитектор Антонио Гауди задумал создать храм, который должен был стать самым высоким зданием Барселоны, по высоте уступающий лишь творениям Божьим. Ориентируясь по высоте на гору Монтжуик, центральная и самая высокая из 18 башен храма Саграда Фамилия — Башня Иисуса — должна была быть ниже этой горы всего на несколько метров, и иметь высоту 172,5 метра. Венчать башню должен огромный крест с четырьмя горизонтальными лучами.

Четыре башни высотой 135 метров, окружающие центральную башню Иисуса, посвящены евангелистам, и напоминают о том, что они были избраны для распространения Благой Вести в мире.

Башня Богоматери, посвященная Деве Марии, будет иметь высоту 130 метров, а венчать ее должна большая звезда.

Еще 12 башен храма — башни Апостолов — имеют высоту 110 метров. Они объединены в три группы по четыре башни, расположенные над фасадами Рождества Христова, Страстей и Славы Божьей. Венчают каждую башню навершия высотой 25 метров. Эти навершия, благодаря красочной облицовке из венецианской мозаики пинакли, являются самыми примечательными деталями храма Саграда-Фамилия.

По проекту Гауди каждая из 12 башен Апостолов была создана как колокольня, в глубине которых должны разместиться колокола разных размеров.

Интерьер Храма Святого Семейства

Интерьер Храма Святого Семейства
Интерьер Храма Святого Семейства

Внутреннее устройство церкви спланировал сам Гауди. Найдя источник вдохновения в природе, архитектор спроектировал революционную древоподобную конструкцию, превратив храм в гигантский символический лес.

Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации храма.

Так же, как при проектировании наружных элементов храма, Гауди продумал символическое значение общего ансамбля базилики и отдельных элементов интерьера. Нефы храма Святого Семейства задуманы как огромный духовный лес, создающий атмосферу молитвы и созерцания. Конструктивно этот лес воплотился в древоподобных колоннах — новаторском инженерном решении, которое позволило возвести колоссальное здание без укрепления боковых стен контрфорсами.

Колонны ветвятся и поддерживают гиперболические своды — по замыслу архитектора, кроны деревьев, — легкая конструкция которых позволяет проникать внутрь солнечному свету, создающему внутри храма праздничное освещение.

Интерьер Храма Саграда Фамилия
Интерьер Храма Саграда Фамилия

Стройные колонны центрального нефа слегка наклонены, чтобы лучше передать нагрузку сводов и кровли. Ветви колонн растут из утолщений, как у настоящих деревьев, а иногда в этих узлах размещены декоративные светильники. Большие отверстия в сводах закрыты светорассеивающими колпаками, а лес расположенных кругом колонн сходится над главным алтарем, превращает купол собора в огромный световой фонарь.

Несмотря на то, что Храм Саграда Фамилия до сих пор не достроен, он уже сейчас является уникальным шедевром мирового искусства и главной достопримечательностью Барселоны, обязательной к посещению.

Посещение храма Саграда-Фамилия

Время работы Саграда-Фамилия
Храм Святого Семейства открыт для посещения каждый день.
С ноября по февраль — с 09-00 до 18-00;
в марте — с 09-00 до 19-00;
с апреля по сентябрь — с 09-00 до 20-00;
в октябре — с 09-00 до 19-00.

Стоимость посещения Храма Святого Семейства
— Базовый билет в Саграда Фамилия — 20 евро.
— Билет в Саграда Фамилия с аудиогидом (в том числе на русском) — 26 евро.
— Тур по Саграда Фамилия с экскурсоводом (без русского языка) — 27 евро.
— Билет в Саграда Фамилия с аудиогидом и билет в Музей Гауди в Парке Гуэль — 28 евро.
— Билет в Саграда Фамилия с аудиогидом с подъемом на башни собора — 33 евро.
Дети до 11 лет — бесплатно.

Актуальная информация о стоимости билетов указана на официальном сайте. Здесь также есть возможность купить билеты в Саграда Фамилия онлайн.

Как добраться до Саграда-Фамилия
Добраться до храма Святого Семейства можно на метро линии L2 и L5 до станции Sagrada Família или на автобусе 19, 33, 34, 50, 51, H10.

Найдите дешевые авиабилеты в Барселону

Если вы еще не купили билеты в Барселону, чтобы вдоволь насладиться его достопримечательностями, попробуйте поискать дешевые авиабилеты сейчас.

Найдите лучшую цену на отель в Барселоне

Выбрали отель на Booking? Сравните цену этого отеля на более 50 ведущих сайтах и сервисах бронирования и найдите самое лучшее и выгодное предложение!

Summary
Храм Саграда-Фамилия в Барселоне
Article Name
Храм Саграда-Фамилия в Барселоне
Description
Подробное описание, интересные факты и история строительства Храма Святого Семейства в Барселоне. Стоимость билетов, часы работы, как добраться, официальные сайты, покупка билетов онлайн
Author
Publisher Name
Ontrips.ru
Publisher Logo